Создать сайт на a5.ru
Более 400 шаблонов
Простой редактор
Приступить к созданию


Описание: в данной методической разработке представлен опыт работы  для руководителей кружков дополнительного образования,  которые работают с детьми дошкольного возраста,применение на занятиях  инновационной формы обучения лэпбук  позволит  творчески подойти к учебному процессу, успешно реализовать образовательную программу, заинтересовать как детей, так и их родителей.
Цель: ознакомление с инновационной формой работы с детьми- лэпбук
Задачи: организовать совместную социально-полезную деятельность детей и взрослых; успешно реализовать образовательную программу.
Актуальность опыта.Технологическое творчество педагога – явление не новое. Знание современных педагогических технологий, умение ориентироваться в их широком спектре – условие успешной деятельности педагога сегодня. И это понятно: ведь любая технология, прежде всего, отвечает на вопрос: как добиться запланированного результата? Существуют технологии, в которых достижение творческого уровня является приоритетной  целью. Наиболее плодотворно в системе дополнительного образования применяется  технология  коллективной творческой деятельности (И.П. Волков,  И.П. Иванов) которая широко применяется в дополнительном образовании.  Одной из  новых форм коллективного творческого дела с детьми дошкольного возраста является лэпбук. Форма, которая позволяет  творчески подойти к учебному процессу, успешно реализовать образовательную программу, заинтересовать как детей, так и их родителей.

Технологичность опыта. Лэпбук как форма развития познавательной деятельности. Почему  же мы выбираем форму - лэпбук?Лэпбук – новая форма организации образовательной деятельности для развития познавательной активности детей и развития самостоятельности.
1. Он помогает ребенку по своему желанию организовать информацию по изучаемой теме и лучше понять и запомнить материал. 
2. Это отличный способ для повторения пройденного. В любое удобное время ребенок просто открывает лэпбук и с радостью повторяет пройденное, рассматривая сделанную своими же руками книжку.
3. Дети учатся самостоятельно собирать и организовывать информацию
4. Лэпбук хорошо подходит для занятий в группах, где одновременно будут заняты несколько детей. Можно выбрать задания под силу каждому (одним – кармашки с карточками или фигурками насекомых, а другим детям – задания, подразумевающие умение писать и т. д.) и сделать такую коллективную книжку.
5. И создание лэпбука - это просто интересно!
 

Лэпбук представляет собой папку или мини-книжку, в которой систематизированы знания по какой-то теме. Темы могут быть как широкие («Погода», «Спорт»), так и узкие («Кошки», «Снег», «Яблоки»). В такой книжке много кармашков и конвертиков, содержащих необходимый систематизированный материал (в том числе иллюстративный) для изучения и закрепления знаний по теме. Лэпбуки помогают быстро и эффективно усвоить новую информацию и закрепить изученное в занимательно-игровой форме. Эти тематические пособия имеют яркое оформление, четкую структуру и в идеале разрабатываются специально под конкретного ребенка с его уровнем знаний. Оптимальный возраст ребенка для начала занятий с тематическими папками – 5 -7 лет. Идеальный вариант изготовления 
тематической папки – совместно с ребенком, тогда он запоминает информацию в процессе создания лэпбука. В ходе работы с тематическим материалом ребенок проводит наблюдения, выполняет задания, изучает и закрепляет информацию. Впоследствии, имея под рукой готовую тематическуюпапку, ребенок может освежить свои знания по той или иной теме.

Разновидности тематических папок
В зависимости от назначения: учебные; игровые; поздравительные, праздничные; автобиографические (папка-отчет о каком-то важном событии в жизни ребенка: путешествии, походе в цирк, каникулярном досуге и т.д.).

В зависимости от формы: стандартная книжка с двумя разворотами; папка с 3-5 разворотами; книжка-гармошка; фигурная папка. Организация материала: стандартные кармашки; обычные и фигурные конверты; кармашки-гармошки; кармашки-книжки; окошки и дверцы; вращающиеся детали; высовывающиеся детали; карточки; теги; стрелки; пазлы; чистые листы для заметок и т.д.


Применение опыта на практике
Работу по оформлению лэпбука разделим на этапы
1 этап
Определение темы и составление плана (дети и педагоги)
2 этап
Сбор информации (дети и педагоги, родители)
3 этап
Распечатка иллюстраций и лексической информации (педагоги, родители)
4 этап
Оформление и сборка лэпбука (дети и педагоги)
4 этап: сборка и оформление лэпбука (самый интересный).Нужно придумать, как в лэпбуке будет представлен каждый из пунктов плана – создать макет будущей папки. Здесь нет границ для фантазии: формы представления могут быть любые. От самого простого -текстового, до игр и развивающих заданий. И все это разместить на разных элементах: в кармашках, блокнотиках, мини-книжках, книжках-гармошках, вращающихся кругах, конвертиках разных форм, карточках, разворачивающихся страничках. Дети были активными участниками в оформлении лэпбука. На основе собранного материала и полученных знаний дети вместе с педагогами создавали страничку, за страничкой.


Как сделать лэпбук своими руками? 
Сам процесс изготовления лэпбука невероятно захватывающий. Для этого вам понадобятся следующие материалы: картон-основа (картонная папка или лист плотной бумаги формата А3); бумага (белая, цветная, бумага для скрапбукинга с различными расцветками и текстурой); принтер и/или ручки, карандаши, фломастеры, краски; обычные и фигурные ножницы; клей и/или скотч; степлер; декоративные элементы по необходимости (пуговицы, пайетки, брадсы, подвески, скрепки, засушенные листья, наклейки, вырезанные из журналов тематические картинки и т.д.) Размер готового лэпбука стандартный де-факто по всему миру - папка А4 в сложенном виде и А3 в открытом виде. Этот размер идеально подходит, чтобы ребенок мог самостоятельно работать с лэпбуком: держать его в руках, писать и выполнять задания в нем, а после занятий поставить папку на полку или положить в портфель.
Для того, чтобы сделать лэпбук по  готовым шаблонам вам понадобится: цветной,  несколько листов офисной бумаги формата А4, картонная папка формата А4, ножницы, клей для бумаги.
Приведем пример работы над лэпбуком.
Вначале  выбирается тема для лепбука - например "Насекомые". Но тема не получается очень обзорной  и вряд ли мы смогли бы полностью отразить эту 
многообразную тему в ограниченном объеме папки. Поэтому создаем лэпбук, знакомящий с одним представителем мира насекомых - стрекозой. После определения темы, составляется  план, который включает в себя информацию необходимую для раскрытия темы. Ведь лэпбук - это не просто книжка с картинками. Это учебное пособие. 
План содержания лэпбука
1 Стрекоза внешний вид, хищное насекомое.
2 Познакомить ребенка с строением стрекозы (голова, грудь, ноги, крылья).
3 Стрекоза в жизни людей (вертолет, ювелирные украшения).
4 Что ест стрекоза?
5 Враги стрекозы.
6 Места обитания стрекоз.
7 Для развития речи – стихи, загадки и басня о стрекозе.
8 Игры: Разрезные картинки и схема оригами.
9 Стрекоза в литературе.
Этапы создания лэпбук
В лэпбук вошли:интересная информация из жизни стрекоз, разнообразные игры, загадки, оригами, стихи, самодельные пазлы и многое другое. Вот так в одном наглядном проекте собраны самые важные знания о стрекозе.Такие лэпбуки  можно составить на самые разнообразные темы. Советую всем коллегам. И интересно и актуально и ново. Благодаря этой форме работы дети многое узнали о стрекозе, знают и с удовольствием читают наизусть стихи и загадки о стрекозе. Работа с лэпбуком позволит разнообразить работу и повысить познавательный интерес у детей.

Выводы. Участие детей в оформлении интегративной тематической папки - отличный способ закрепить определенную тему, провести исследовательскую работу, в процессе которой ребенок участвует в поиске, анализе и сортировке информации тем самым активизируя познавательный вид деятельности. Таким образом,   технология коллективного творческого дела в форме лэпбука является активной формой обучения и воспитания.